Структура топливно-энергетического комплекса Китая
В рамках Государственного совета КНР за вопросы регулирования и планирования энергетики отвечает «Госкомитет по делам развития и реформ» («ГКДРР»). В 2008 году создано «Национальное энергетическое агентство» («НЭА»), которое стало основным регулятором в сфере энергетики. Эти два органа находятся в тесной кооперации при определении оптовых цен, внедрении новой энергетической политики, рассмотрении и утверждении новых энергетических проектов. Кроме того, в 2010 году была учреждена «Национальная энергетическая комиссия» («НЭК»), основной целью которой является координация в энергетической сфере между различными ведомствами в рамках Госсовета КНР.
В нефтегазовом комплексе основные позиции занимают 3 государственные компании: China National Petroleum Corporation (CNPC), China Petroleum and Chemical Corporation (Sinopec) и China National Offshore Oil Corporation (CNOOC), изначально созданные в 1980-х годах для работы в сферах континентальной добычи, нефтепереработки и шельфовой добычи соответственно. Также на территории страны работают государственные Sinochem Corporation, CITIC Group, Yanchang Petroleum. Зарубежные компании работают главным образом в сферах шельфовой добычи углеводородов и континентальной добычи газа, на основании СРП и в рамках СП.
Запасы
По данным BP, доказанные запасы нефти и газового конденсата в Китае, по состоянию на начало 2019 года, составляли 3,54 млрд тонн.
Основные разрабатываемые месторождения сосредоточены в северо-восточном Китае, Джунгарской и Цайдамской впадинах, на шельфе Желтого и Южно-Китайского морей.
Перспективными считаются нефтяные месторождения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая (в том числе Таримский бассейн), а также шельфовые месторождения на востоке и юго-востоке страны: в Бохайском и Ляодунском заливах Желтого моря, на шельфе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. В 2017 году в Джунгарском бассейне приток углеводородов был получен на структуре Wuerhe, в бассейне Ордос — на структурах Huachi-Nanliang и Jiyuan, также перспективные нефтеносные зоны были обнаружены в Таримском бассейне, Сунляо и в Бохайском заливе.
Добыча
В 2018 году добыча нефтяного сырья в Китае составила 188,6 млн т, что на 1,7% ниже уровня 2017 года. Тремя основными добывающими компаниями Китая (CNPC, Sinopec и CNOOC) в 2018 году было добыто 90,8% нефтяного сырья в стране. Крупнейшей нефтедобывающей компанией Китая является CNPC: 101,0 млн т, или 53,6% добычи нефти в стране в 2018 году. К началу 2018 года реализовывалось 35 СП CNPC с иностранными компаниями по добыче нефти и газа в КНР (в 2017 году ими было добыто 2,49 млн т нефти). В 2018 году добыча нефти Sinopec в Китае составила 35,1 млн т (18,6% добычи нефти в стране), CNOOC — 35,1 млн т (18,6%).
81% добычи нефти в Китае в 2018 году обеспечивалось за счет разработки континентальных месторождений. Главные месторождения страны расположены на северо-востоке. Крупнейшее из них — группа из 40 месторождений Дацин (бассейн Сунляо, разрабатывается компанией CNPC), на которой в 2018 году было добыто 32,0 млн т нефти. Нефть с этого проекта (низкое содержание серы, высокое содержание парафина) поставляется главным образом на НПЗ северо-востока Китая. Еще одно крупнейшее по уровню добычи месторождение Китая — Шенли (23,4 млн т в 2018 году, Sinopec). Тяжелая нефть добывается CNPC на месторождении Ляохе (около 10 млн т в год).
Во внутренних регионах добыча осуществляется в бассейне Ордос, в частности, за счет разработки CNPC проекта Чанцинь (провинции Шаньси, Ганьсу, Нинся-Хуэйский АР, Внутренняя Монголия, Шэньси), добыча на котором в 2018 году составила 20,4 млн тонн.
В Джунгарском и Таримском бассейнах добывается около 20 млн т нефти в год. Так, на проекте Xiajiang, расположенном в Джунгарском бассейне, в 2018 году компанией CNPC было добыто 11,6 млн т нефти.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
189,6 | 203,8 | 203,7 | 207,0 | 208,2 | 209,5 | 213,9 | 199,6 | 191,9 | 188,6 |
По данным JODI
На шельфе добывается 19% нефти в Китае, в том числе в шельфовой зоне Желтого моря (Бохайский залив) — 11,5% (в том числе CNOOC — 21,6 млн т в 2018 году, 0,5 млн т — СП CNPC, XCL–China и австралийской ROC Oil), Южно-Китайского моря — 6,9% (добыча CNOOC — 13,4 млн т в 2018 году). Объемы добычи в Восточно-Китайском море невелики (0,2 млн т в 2018 году). В Бохайском заливе CNOOC в 2017 году начала добычу на месторождении Penglai 19–9. В Южно-Китайском море CNOOC в 2017 году начала добычу в рамках второй фазы месторождения Weizhou 12–2 и на Enping 23–1.
Импорт и экспорт нефти
Китай интенсивно наращивает объемы импорта нефти. В 2018 году страной импортировано 461,9 млн т, что на 10,0% выше уровня 2017 года. По объемам импорта нефти Китай еще в 2017 году обогнал США и занял первое место в мире. В 2015–2017 годах росту поставок способствовало, в частности, разрешение властей на импорт нефти для сертифицированных независимых мини-НПЗ (с июля 2015 года). В 2018 году основными факторами были рекордные уровни загрузки крупных государственных НПЗ, а также наполнение новых хранилищ стратегического нефтяного резерва.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018* |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
202,9 | 239,3 | 252,5 | 271,1 | 282,2 | 308,4 | 335,5 | 381,0 | 419,9 | 461,9 |
По данным JODI
* По данным Генеральной таможенной администрации КНР
Крупнейшими поставщиками нефти в Китай в 2017 году являлись: Россия (59,5 млн т, или 14,2% импорта нефти Китая), Саудовская Аравия (52,2 млн т, или 12,4%), Ангола (50,4 млн т, или 12,0%), Ирак (36,8 млн т, или 8,8%), Иран (31,2 млн т, или 7,4%), Оман (31,0 млн т, или 7,4%). Также значительные объемы были импортированы из Бразилии, Венесуэлы, Кувейта, ОАЭ и прочих стран.
Страна-поставщик | Импорт нефти, млн тонн | Доля в импорте нефти КНР, % |
---|---|---|
Россия | 59,54 | 14,2 |
Саудовская Аравия | 52,18 | 12,4 |
Ангола | 50,42 | 12,0 |
Ирак | 36,82 | 8,8 |
Иран | 31,15 | 7,4 |
Оман | 31,00 | 7,4 |
Бразилия | 23,09 | 5,5 |
Венесуэла | 21,76 | 5,2 |
Кувейт | 18,24 | 4,3 |
ОАЭ | 10,16 | 2,4 |
Колумбия | 9,30 | 2,2 |
Конго | 9,00 | 2,1 |
Великобритания | 8,44 | 2,0 |
США | 7,58 | 1,8 |
Малайзия | 6,59 | 1,6 |
Габон | 3,81 | 0,9 |
Гана | 3,50 | 0,8 |
Южный Судан | 3,43 | 0,8 |
Ливия | 3,22 | 0,8 |
Казахстан | 2,50 | 0,6 |
Экваториальная Гвинея | 2,43 | 0,6 |
Вьетнам | 2,36 | 0,6 |
Австралия | 2,10 | 0,5 |
Египет | 2,08 | 0,5 |
Йемен | 1,57 | 0,4 |
Индонезия | 1,49 | 0,4 |
Эквадор | 1,46 | 0,3 |
Аргентина | 1,43 | 0,3 |
Норвегия | 1,42 | 0,3 |
Мексика | 1,30 | 0,3 |
Азербайджан | 1,28 | 0,3 |
Нигерия | 1,20 | 0,3 |
Монголия | 1,03 | 0,2 |
Катар | 1,01 | 0,2 |
По данным UN Comtrade
Несмотря на увеличение импорта нефти, Китай продолжает осуществлять экспортные поставки нефти собственной добычи в соседние страны. В 2018 году Китаем экспортировано 2,6 млн т нефти. Основные направления поставок в 2017 году — Япония (39,0%), Республика Корея (22,4%), Малайзия (8,5%), Таиланд (6,7%).
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5,2 | 2,0 | 2,5 | 2,4 | 1,6 | 0,6 | 2,9 | 2,9 | 4,9 | 2,6 |
По данным JODI
Крупнейшие терминалы по перевалке нефти в Китае расположены в портах Нинбо, Циндао, Далянь, Чжаньцзян, Сямынь, Ханчжоу, Тяньцзинь. В марте 2016 года в Нинбо пущен в коммерческую эксплуатацию нефтяной терминал мощностью по перевалке 18 млн т нефтяных грузов в год.
Для обеспечения нефтяной безопасности в условиях увеличивающейся зависимости от импорта нефтяного сырья Китай форсирует процесс создания системы стратегических нефтяных запасов. Китайское правительство планирует создать стратегические запасы нефти в объеме, обеспечивающем до 90 дней нетто-импорта. Строительство резервных мощностей хранения осуществляется поэтапно и должно быть завершено к 2020 году. Первый этап, в ходе которого были сооружены резервуарные парки суммарным объемом 13,9 млн т, был завершен к концу 2008 года. К 2011 году закончился второй этап создания мощностей резервного хранения, в результате которого их объем был увеличен до 37,1 млн тонн. По состоянию на конец 2017 года объем накопленных стратегических запасов нефти составлял 39,1 млн тонн. До 2020 года планируется завершить третий этап работ и увеличить мощности хранения до 65 млн тонн. Проект курируется «Госкомитетом по делам развития и реформ».
Переработка нефти
Мощность нефтеперерабатывающих предприятий Китая по первичной переработке по состоянию на начало 2019 года составила 782,8 млн т нефтяного сырья в год. По мощности НПЗ Китай занимает второе место в мире, уступая только США и концентрируя на своей территории 15,6% мировых мощностей по первичной переработке нефти.
66% мощностей НПЗ в 2018 году контролировалось 2 государственными компаниями — Sinopec (293,5 млн т нефтяного сырья в год — первое место в мире) и CNPC (188,3 млн т в год). На долю CNOOC, построившей в 2009 году НПЗ Huizhou и выкупившей в последние годы ряд мини-НПЗ у независимых компаний, приходилось 3% мощностей. В двух крупных действующих НПЗ часть капитала принадлежит иностранным компаниям: в число акционеров НПЗ Fujian наряду с Sinopec входят американская ExxonMobil и саудовская Saudi Aramco; управление НПЗ WEPEC вместе с консорциумом китайских компаний осуществляет французская Total (доля компании в проекте — 22,4%).
Кроме того, около 36% мощностей НПЗ Китая приходится на мини-НПЗ (в основном в провинции Шаньдун) независимых производителей, которые в большинстве своем не следуют установленным предписаниям по качеству топлива. Основные перерабатывающие хабы в провинции Шаньдун расположены в Дунъине (суммарно — 69,0 млн т в год), Биньчжоу (18,9 млн т в год), Вэйфане (17,0 млн т в год), Хэцзэ (15,0 млн т в год) и Цзыбо (12,1 млн т в год). Значительный рост мощностей переработки на подобных предприятиях в последние годы вызвал явный переизбыток перерабатывающих мощностей на территории КНР, что особенно ярко проявлялось в январе –июле 2016 года и вынуждало китайских производителей реализовывать значительную часть продукции на экспорт с дисконтом.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
566,7 | 616,1 | 650,7 | 682,2 | 725,1 | 762,6 | 751,2 | 742,7 | 761,5 | 782,8 |
По данным ВР на конец соответствующего года
НПЗ | Компания оператор |
Мощность, млн тонн в год |
НПЗ | Компания оператор |
Мощность, млн тонн в год |
---|---|---|---|---|---|
Maoming | Sinopec | 23,5 | Jiujiang | Sinopec | 10,0 |
Zhenhai Ningbo | Sinopec | 23,0 | Liaoyang | PetroChina | 10,0 |
Huizhou | CNOOC | 22,0 | Daqing Petrochemical | PetroChina | 9,5 |
Jinling Nanjing | Sinopec | 21,0 | Hainan | Sinopec | 9,2 |
Dalian | PetroChina | 20,7 | Jinzhou | PetroChina | 9,0 |
Shanghai Jinshan | Sinopec | 16,0 | Luoyang | Sinopec | 8,0 |
Yangzi Nanjing | Sinopec | 14,0 | Anqing | Sinopec | 8,0 |
Qilu Zibo | Sinopec | 14,0 | Wuhan | Sinopec | 8,0 |
Fujian Quanzhou | Sinopec | 14,0 | Daxie Petrochemical | CNOOC | 8,0 |
Tianjin | Sinopec | 13,8 | Jinxi | PetroChina | 6,5 |
Guangzhou | Sinopec | 13,2 | Urumqi | PetroChina | 6,0 |
Gaoqiao Shanghai | Sinopec | 13,0 | Daqing Refining and Chemical | PetroChina | 5,5 |
Yunnan | PetroChina | 13,0 | Jinan | Sinopec | 5,2 |
Quanzhou | Sinochem | 12,0 | Liaohe | PetroChina | 5,2 |
Qingdao | Sinopec | 12,0 | Dagang | PetroChina | 5,1 |
Changling Yueyang | Sinopec | 11,5 | Huabei Renqiu | PetroChina | 5,1 |
Fushun | PetroChina | 11,1 | Jingmen | Sinopec | 5,1 |
Beijing Yanshan | Sinopec | 11,0 | Changqing Xianyang | PetroChina | 5,0 |
Lanzhou | PetroChina | 10,6 | Harbin | PetroChina | 5,0 |
Dushanzi | PetroChina | 10,0 | Karamay | PetroChina | 5,0 |
Jilin Petrochemical | PetroChina | 10,0 | Qingdao Petrochemical | Sinopec | 5,0 |
Guangxi Qinzhou | PetroChina | 10,0 | Zhanjiang Dongxing | Sinopec | 5,0 |
WEPEC Dalian | West Pacific Petrochemical | 10,0 | Ningxia | PetroChina | 5,0 |
Pengzhou Sichuan | PetroChina | 10,0 | Hohhot | PetroChina | 5,0 |
Shijiazhuang | Sinopec | 10,0 | Beihai | Sinopec | 5,0 |
НПЗ мощностью первичной переработки свыше 10 млн т в год — по данным компаний и по состоянию на январь 2018 года;
НПЗ мощностью менее 10 млн т в год — по состоянию на январь 2015 года и по данным компаний, Reuters и Argus Media
Стабильный рост потребления нефтяного сырья в последние годы способствует реализации проектов по модернизации существующих и строительству новых НПЗ. Так, в 2013–2014 годах введены в эксплуатацию НПЗ Pengzhou (PetroChina, 10 млн т в год) и Quanzhou (Sinochem, 12 млн т в год). В конце 2015 года вдвое (до 10 млн т в год) увеличена мощность НПЗ Jiujiang компании Sinopec.
В июле 2016 года CNPC построила НПЗ Yunnan (Kunming) на юго-западе страны мощностью 13,0 млн т в год. На предприятии перерабатывается нефть, поступающую по нефтепроводу с территории Мьянмы. Запуск НПЗ в эксплуатацию состоялся в октябре 2017 года.
В сентябре 2017 года состоялся ввод в эксплуатацию второй фазы НПЗ Huizhou компании CNOOC. Суммарная мощность комплекса, включая первую и вторую фазу, составляет 22,0 млн т в год.
В октябре 2016 года PetroChina начала модернизацию НПЗ Liaoyang. В рамках проекта компания построит 11 производственных линий общей мощностью 3,5 млн т в год. Проект должен был быть введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года.
В 2019 году частная китайская компания Hengli Petrochemical планирует запуск НПЗ Dalian мощностью 20 млн т в год на северо-востоке Китая.
В 2019 году частная китайская компания Zhejiang Petroleum & Chemical Co. планирует запуск первой очереди НПЗ Zhoushan (Zhejiang) мощностью 20 млн т в год на востоке Китая. Ввод в эксплуатацию второй очереди завода намечен на 2020–2021 года.
В 2020 году СП Sinopec и Kuwait Petroleum Corp. планирует ввод в эксплуатацию первой очереди НПЗ Zhanjiang мощностью 10 млн т в год.
В 2019–2021 годах СП CNPC и венесуэльской PdVSA планирует ввести в эксплуатацию НПЗ Guangdong мощностью 20 млн т в год, специализирующийся на переработке тяжелой нефти из Венесуэлы.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
388,2 | 440,7 | 453,3 | 475,5 | 487,6 | 506,4 | 548,4 | 577,2 | 607,8 | 650,7 |
По данным JODI
Первичная переработка нефти в КНР в 2018 году составила 650,7 млн т (+7,1% к 2017 году). Продолжающийся рост экономики провоцирует увеличение объемов переработки нефти. По объему переработки нефти Китай занимает 2-е место в мире, уступая только США. При этом потребление нефти на душу населения в Китае значительно ниже, чем в США, что позволяет прогнозировать дальнейший рост потребления нефти по мере повышения благосостояния населения и увеличения автопарка.
Производство и потребление нефтепродуктов
В 2018 году производство нефтепродуктов в Китае достигло 582,4 млн т, на 6,5% превысив уровень 2017 года. По данному показателю Китай занимает 2-е место в мире, уступая только США. В структуре производства нефтепродуктов 30,4% приходится на дизельное топливо и 24,1% — на автомобильный бензин.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого: | 349,4 | 396,7 | 408,0 | 428,0 | 438,8 | 455,8 | 493,6 | 519,5 | 547,0 | 582,4 |
СУГ | 18,1 | 21,1 | 21,9 | 22,6 | 24,7 | 26,6 | 29,0 | 34,9 | 36,7 | 38,9 |
Нафта | н/д | 24,9 | 24,5 | 27,2 | 28,9 | 29,0 | 28,3 | 32,1 | 33,6 | 35,5 |
Автобензин | 72,0 | 76,2 | 80,8 | 89,2 | 98,2 | 109,0 | 121,2 | 128,4 | 132,6 | 140,1 |
Авиакеросин | 14,8 | 17,0 | 18,7 | 21,3 | 25,2 | 30,0 | 36,6 | 39,8 | 42,3 | 47,3 |
Дизтопливо | 140,9 | 158,1 | 166,8 | 170,5 | 172,3 | 174,8 | 179,7 | 177,3 | 183,4 | 177,0 |
Мазут | 18,2 | 21,1 | 18,9 | 18,9 | 24,6 | 25,3 | 24,5 | 25,6 | 26,5 | 23,4 |
* по данным JODI
Потребление нефтепродуктов в Китае в 2018 году составило 567,5 млн т, что на 4,8% выше уровня 2017 года. В структуре потребления нефтепродуктов основные позиции занимают дизельное топливо (27,9%) и автобензин (22,5%). По сравнению со структурой производства нефтепродуктов, в структуре потребления выше доля топочного мазута (4,9%), широкого используемого в электроэнергетике КНР, а также СУГ (9,0%), используемых в нефтехимии.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого: | 361,6 | 410,0 | 424,3 | 445,8 | 454,8 | 436,4 | 497,2 | 515,1 | 541,3 | 567,5 |
СУГ | 21,8 | 23,4 | 24,2 | 24,9 | 27,9 | 32,6 | 40,1 | 50,4 | 54,6 | 51,1 |
Нафта | н/д | 24,8 | 24,5 | 27,2 | 28,9 | 28,9 | 28,3 | 32,0 | 33,6 | 35,5 |
Автобензин | 66,6 | 72,3 | 76,5 | 86,3 | 94,3 | 98,7 | 114,3 | 118,1 | 122,9 | 127,4 |
Авиакеросин | 14,4 | 15,7 | 17,5 | 19,0 | 21,4 | 20,5 | 27,6 | 30,3 | 32,8 | 36,1 |
Дизтопливо | 139,4 | 156,8 | 167,1 | 170,0 | 170,8 | 155,4 | 172,6 | 164,0 | 165,7 | 158,3 |
Мазут | 33,6 | 33,9 | 32,9 | 33,9 | 36,6 | 34,0 | 29,8 | 27,6 | 28,6 | 27,5 |
По данным JODI
Экспорт и импорт нефтепродуктов
Китай в 2016 году впервые стал нетто-экспортером нефтепродуктов. Экспорт из страны в 2018 году составил 59,4 млн т (+10,6% к уровню 2017 года), импорт — 46,4 млн т (–5,0%). Резкий рост экспорта автобензина и дизельного топлива был обусловлен повышением суммарных квот на экспорт нефтепродуктов в связи с выдавливанием продукции с НПЗ компаний Sinopec и CNPC на внешние рынки. Такая ситуация, в свою очередь, сложилась ввиду предоставления импортных квот на нефть для ряда независимых производителей в июле 2015 года и, как следствие, роста поставок этих производителей на внутренний рынок.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого: | 25,1 | 27,9 | 27,0 | 25,3 | 29,8 | 30,7 | 37,6 | 49,7 | 53,7 | 59,4 |
СУГ | 0,7 | 0,9 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 0,8 |
Автобензин | 4,9 | 5,2 | 4,1 | 2,4 | 4,7 | 5,0 | 5,9 | 9,7 | 10,6 | 12,9 |
Авиакеросин | 6,0 | 6,1 | 6,5 | 7,5 | 9,1 | 10,5 | 12,4 | 13,1 | 13,2 | 14,7 |
Дизтопливо | 4,5 | 4,7 | 2,0 | 1,9 | 2,8 | 4,0 | 7,2 | 15,4 | 17,3 | 18,5 |
Мазут | 8,5 | 9,9 | 12,3 | 11,6 | 11,3 | 9,4 | 10,5 | 9,9 | 11,1 | 12,3 |
По данным JODI
В структуре экспорта нефтепродуктов 31,2% приходится на дизельное топливо, 24,7% — на авиационный керосин, 21,7% — на автомобильный бензин и 20,7% — на топочный мазут. Нефтепродукты из Китая поставляются преимущественно в Сингапур, Гонконг, Панаму, Филиппины, Австралию, Малайзию, США. Экспортные поставки СУГ незначительны, осуществляются в основном во Вьетнам, Филиппины и Гонконг и составляют 1,3% суммарного экспорта нефтепродуктов из Китая.
Значительную часть импорта формируют СУГ (доля в импорте нефтепродуктов в 2018 году — 27,9%), поставляемые из стран Ближнего Востока и США. На топочный мазут пришлось 35,9% суммарных поставок нефтепродуктов в Китай в 2018 году. Поставки авиакеросина занимают третью позицию в структуре импорта нефтепродуктов — 8,8%. Доля дизельного топлива в структуре импорта незначительна и составляет 1,5%. В число основных экспортеров нефтепродуктов (кроме СУГ) в Китай входят Республика Корея, Сингапур, Венесуэла, Россия, Япония и Малайзия.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого: | 37,2 | 40,2 | 44,1 | 43,4 | 44,1 | 37,4 | 42,4 | 44,7 | 48,8 | 46,4 |
СУГ | 4,3 | 3,3 | 3,5 | 3,6 | 4,5 | 7,4 | 12,5 | 16,8 | 19,2 | 12,9 |
Автобензин | 0,2 | 1,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,2 | 0,2 | 0,2 | 0,02 | 0,4 |
Авиакеросин | 5,8 | 4,9 | 5,4 | 5,3 | 5,4 | 3,9 | 3,5 | 3,5 | 3,7 | 4,1 |
Дизтопливо | 1,8 | 1,8 | 2,4 | 1,0 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,9 | 0,7 | 0,7 |
Мазут | 24,0 | 23,0 | 26,7 | 26,8 | 23,5 | 17,8 | 15,6 | 11,8 | 13,6 | 16,6 |
По данным JODI
Транспортная инфраструктура
Протяженность нефтепроводной сети Китая по состоянию на начало 2018 года составляла 29,5 тыс. км, в том числе 68,9% контролировалось CNPC.
Наиболее густая сеть нефтепроводов характерна для востока и северо-востока страны, где они связывают нефтепромыслы с НПЗ региона. Реализуется проект по созданию единой нефтепроводной системы Китая: объединению нефтепроводов восточной, центральной и западной частей страны. НПЗ юга Китая не связаны трубопроводами с нефтепромыслами и ориентированы на импортные поставки нефти, осуществляемые морским транспортом. На ряд НПЗ центрального Китая нефть поставляется по железной дороге.
Нефтепродуктопроводная сеть фрагментарна. Всего в эксплуатации находится 26,4 тыс. км продуктопроводов (в том числе 43,2% — в собственности CNPC). Самый протяженный нефтепродуктопровод Китая — линия малого диаметра, соединяющая Голмуд (провинция Цинхай) с Лхасой (Тибетский автономный район). Линиями продуктопроводов также связаны Чэнду, Юбин и Чунцин.
В 2006 году был пущен в эксплуатацию «Западно-Китайский» продуктопровод протяженностью 1850 км, предназначенный для транспортировки нефтепродуктов из Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район) в Ланьчжоу (провинция Гансу). В 2007 году параллельно продуктопроводу был проложен нефтепровод для поставок добываемой в Синьцзян-Уйгурском автономном районе нефти на НПЗ Ланьчжоу. В 2010 году были введен в эксплуатацию продуктопроводы «Ланьчжоу — Ухань» и «Ланьчжоу — Цзиньчжоу — Чанша». В 2012 году начато строительство крупного продуктопровода «Цзиньчжоу — Чжэнчжоу» протяженностью 1636 км и пропускной способностью — 13 млн т в год. В декабре 2017 года запущен продуктопровод «Yunnan» протяженностью 950 км и мощностью 7,2 млн т в год.
Для обеспечения импорта нефти из Каспийского региона (в первую очередь, из Казахстана) в мае 2004 года подписано казахстано-китайское соглашение о строительстве нефтепровода «Казахстан — Китай». Строительство началось в сентябре 2004 года, первый этап проекта — нефтепровод «Атасу — Алашанькоу» — завершился в ноябре 2005 года, коммерческие поставки нефти начались в июле 2006 года. В период с января 2008 года по сентябрь 2009 года и в декабре 2011 года он также использовался для поставок российской нефти в Китай. 10 декабря 2010 года был подписан акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию систем мониторинга, контроля и коммуникаций нефтепровода «Кенкияк — Кумколь». Таким образом, завершилась первая очередь второго этапа нефтепровода «Казахстан — Китай». Протяженность нефтепровода составила 2350 км, диаметр — 813 мм, пропускная способность — 10 млн т в год (с возможностью расширения до 20 млн т в год). В декабре 2011 года в рамках второй очереди второго этапа было завершено строительство НПС № 11 на участке «Атасу — Алашанькоу», что позволило увеличить пропускную способность трубопровода до 12 млн т в год. В декабре 2013 года введены в эксплуатацию НПС № 8 и НПС № 10, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 20,0 млн т в год. В 2018 году по нефтепроводу в Китай поставлено 1,4 млн т казахстанской нефти, в 2013 году — 11,8 млн т (резкое снижение в 2014–2018 годах связано с переориентацией потоков казахской нефти на удовлетворение нужд собственных НПЗ; это изменение обусловлено перенаправлением российской нефти на Китай с использованием своповой схемы).
В апреле 2009 года Россия и Китай заключили Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, определяющее условия и перспективы партнерства двух стран, в том числе по совместному проектированию и строительству нефтепровода-отвода на Дацин от трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» («ВСТО»). 27 сентября 2010 года строительство нефтепровода «Сковородино — Дацин» протяженностью 966,4 км и пропускной способностью 15 млн т нефти в год было успешно завершено. 1 ноября 2010 года началось заполнение нефтепровода технологической нефтью. 1 января 2011 года по данному маршруту начались коммерческие поставки российской нефти. В июне 2013 года «Роснефть» и CNPC подписали дополнительный контракт по поставкам нефти в Китай (в рамках межправсоглашения между Россией и Китаем, которое было заключено в марте 2013 года). В соответствии с контрактом, за 25 лет «Роснефть» поставит в КНР 360 млн т нефти на сумму $270 миллиардов. В июле 2016 года Китай начал строительство второй ветки нефтепровода «Мохэ — Дацин» мощностью 15 млн т в год и протяженностью 951 километр. Ввод в эксплуатацию состоялся в начале 2018 года.
В июне 2010 года CNPC и Myanmar Oil and Gas Enterprise учреждено совместное предприятие для реализации проекта по строительству нефтепровода «Мьянма — Китай» протяженностью 2,4 тыс. км и пропускной способностью 22 млн т в год. К строительству компании приступили в сентябре 2010 года. В феврале 2012 года было закончено строительство участка через р. Иравади. В 2014 году было завершено строительство трубопровода. В апреле 2017 года начата коммерческая эксплуатация.